?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ


68





На картине В, В. Верещагина «Раджпугур. Мраморная, украшенная барельефами набережная в Удайпуре» в небольшом проеме между колоннами видна панорама индийского города (ил. 68). Высокий холм с большими постройками на вершине и склонами, поросшими деревьями, набережная и вода с отражениями — все это поместилось между двумя колоннами, подобно тому как через небольшое окно можно увидеть широкий пейзаж. Обращаем внимание и на то, что находящийся вдали павильон нарисован в малом размере, хотя он имеет колоннаду, аналогичную той, которая изображена на переднем плане очень крупно. Согласно закону перспективы, чем дальше от глаза наблюдателя находятся предметы, тем меньшими они кажутся.
Когда мы смотрим в окно, то через небольшую плоскость стекла видим пейзаж. В этом примере стекло будет как бы картинной плоскостью, и на нем можно было бы обвести тушью очертания всего, что находится за окном. Подобную картинную плоскость можно представить себе находящейся между изображаемыми предметами и глазом рисующего. Очертания предметов на этой воображаемой картинной плоскости соответствуют размещению рисунка, который мы хотим выполнить на листе бумаги. Понятие картинная плоскость важно уяснить для понимания правил перспективных построений.

Главный луч зрения проходит в середине картинной плоскости. Его направление легко представить себе, если держать перед глазами карандаш так, чтобы был виден только его поперечный разрез — круг или шестиугольник.

Powered by LiveJournal.com